Консалтинговая группа
 Оценка недвижимости
 Оценка имущества
 Оценка финансовых активов
 Оценка ущерба
 Инвестиционный консалтинг
 Промышленная безопасность

ПРИЁМКА И ОЦЕНКА
КВАРТИР В НОВОСТРОЙКАХ
-Приёмка
-Тепловизор
-Обмер
-Эми + Радиация
-Аммиак
-Газоанализатор
-Экологический контроль
-Для суда
ЗАСТРОЙЩИК ВСЕГДА ИСПРАВЛЯЕТ
ИЛИ ПЛАТИТ

Адрес центрального офиса:

г. Москва, 
ул. Большая Почтовая, 
д. 55/59, стр. 1, офис 467
тел./факс: (495) 995-80-12


  Главная / Пресс-Центр / Публикации

Выбору объектов инвестирования посвящены многие зарубежные теории, созданные во второй половине ХХ века. Несмотря на то, что они, в основном, имеют дело с привычными, "оффлайновыми", бизнес-единицами, по большому счету, сами модели выбора направлений расширения бизнеса продолжают работать и для интернет-проектов.

Трудность оценки 

С определением продажной стоимости традиционной оффлайновой компании проблем обычно не возникает. Существуют четкие стандарты оценки, и ошибиться здесь невозможно – все максимально прозрачно. А вот судить об интернет-проекте гораздо сложнее в силу ряда причин.
1. Материальные активы компании, как правило, составляют небольшую часть от оборота.

В большинстве интернет-магазинов материальные активы составляет лишь товар, закупленный у поставщиков, и компьютерное оборудование. В редких случаях в собственности может находиться офисное помещение или склад. У так называемых рекламных площадок или магазинов по продаже программного обеспечения, развлекательного контента, музыкальных композиций вообще может не быть ни офиса, ни товаров на складе, а персонал может работать удаленно, поэтому отсутствует база для проведения оценки на основании стоимости активов.

2. Оценка goodwill в Интернете носит сложный характер ввиду непредсказуемости его размера в будущем.

К goodwill (гудвилу) обычно относят фактическое положение компании на рынке, ее установившиеся деловые связи, приобретенную репутацию, а также сложившуюся клиентуру. Это нематериальный актив в виде сложившегося имиджа предприятия, менеджмента, торговой марки.

Для оценки стоимости интернет-бизнеса важное значение имеет прогнозирование размера аудитории сайта в будущем. Однако при высокой динамичности интернет-рынков такие прогнозы сложны и имеют большую погрешность. Так, для малых и средних интернет-компаний с ограниченным рекламным бюджетом важным становится поддержание стабильного числа клиентов. Это бывает труднодостижимым, так как 50 процентов посетителей сайтов – люди, пришедшие с поисковых машин. Если же сайт компании не находится на первой странице выдачи результатов поиска, эти 50 процентов аудитории мгновенно улетучиваются.

3. Малое количество сделок на рынке купли-продажи интернет-бизнесов.

Из-за неорганизованности рынка продаж интернет-проектов оценить стоимость проекта путем его сравнения с уже когда-либо проданным аналогом затруднительно или невозможно. Эта сложность по мере развития рынка уйдет в историю, но на сегодняшний день многие инвесторы и продавцы не представляют себе, справедлива ли цена сделки для обеих сторон.

Для каждой цели – свой метод

Оценке стоимости интернет-сайтов во многих консалтинговых компаниях уделяется внимание, поэтому на сегодняшний день уже существует несколько соответствующих методик, среди которых: теория реальных опционов, балльные методики оценки, традиционные методики.

Теория реальных опционов берет во внимание потенциальные варианты развития бизнеса. При этом учитывается не только текущая ситуация на рынке, перспективы роста, но и уникальные возможности компании в будущем.

Речь идет о трёх видах опциона (под опционом здесь понимается допустимость регуляции риска проекта):

  • возможность отсрочки, которая позволяет компании отложить решение по поводу основных
  • инвестиций до некоторого момента в будущем, уменьшая тем самым риски;
  • возможность изменения масштаба проекта;
  • опцион на выход – закрытие проекта, распродажа активов.

Методика позволит оценить молодые проекты, обычно продаваемые недооцененными. В этом ее преимущество. В ситуации же с уже раскрученными интернет-бизнесами подход малоприменим.

Балльные методики являются наиболее простыми и основываются на взвешивании баллов, выставляемых по каждому параметру оценки, среди которых:

  • посещаемость;
  • объём клиентской базы;
  • известность в поисковых машинах;
  • уровень интереса к информации на сайте;
  • сложность запоминания адреса сайта;
  • дизайн сайта;
  • программное обеспечение сайта;
  • степень защиты от взлома;
  • возможность использования платежных систем;
  • наличие торговой марки, патентов, лицензий;
  • коллектив специалистов;
  • статус владельца.

Существенным недостатком балльных методик является отсутствие прогноза денежных потоков. Ведь в разных видах онлайнового бизнеса соотношение "продажа – посетитель" значительно различается. Поэтому методика может применяться лишь для оценки популярности сайта среди посетителей, а также в ходе предварительного анализа сайта как рекламной площадки, тематического или развлекательного портала, непосредственно не продающих товары и услуги конечному потребителю.

Среди традиционных подходов к оценке стоимости бизнеса наибольшего внимания заслуживает доходный критерий, учитывающий специфику интернет-бизнеса. Основной сложностью при проведении оценки сайта в этом случае становится определение точной величины коэффициента дисконтирования, учитывающего не только макроэкономическую ситуацию в стране, но и риски по конкретному проекту. Для наиболее правильного определения величины могут использоваться одновременно два подхода:

  • экспертная оценка внутреннего и внешнего окружения бизнеса;
  • построение базового, как оптимистического, так и пессимистического, прогноза поступления прибыли и определение риска на основе статистических методов.

В процессе оценки окружения бизнеса учитывается влияние следующих факторов:

  • срок существования интернет-бизнеса. Чем дольше существует коммерческое предприятие и стабильнее его денежные потоки, тем меньше риск;
  • уровень рентабельности. Зависимость имеет вид параболы. Проекты имеют высокий уровень риска, когда рентабельность мала, а также когда рентабельность аномально высока. Как правило, это означает, что скоро на рынке появятся конкуренты либо данный вид бизнеса является нелегальным;
  • смягчает отрицательный эффект высокой динамичности поискового трафика.

Для каждого фактора определяется свой диапазон влияния на норму дисконта (лояльность властей, например, не имеет большого значения в общей сумме факторов, чего нельзя сказать о таком показателе, как легальность бизнеса). Эксперты оценивают место фактора в выбранном диапазоне, а полученная общая оценка методом суммирования добавляется к ставке рефинансирования, уже скорректированной на уровень инфляции.

При построении прогнозов денежных потоков нельзя учесть все факторы, однако можно дать точную денежную оценку некоторым из них – в этом преимущество данного подхода. Экспертным путем оценивается вероятность поступления того или иного объёма денежных средств и рассчитывается коэффициент их вариации. Далее, как и в предыдущем подходе, оценка риска кумулятивным методом добавляется к ставке дисконта (то есть требуемой инвесторами нормы дохода на инвестицию).

Два плюс два равно пяти?

Значимость каждого из подходов оценивается в зависимости от специфики конкретного интернет-бизнеса – определяется средневзвешенный показатель коэффициента дисконтирования, с помощью которого методом капитализации и выносится итоговая оценка стоимости сайта. Под методом капитализации понимается формула вычисления стоимости как отношение годового дохода к норме дисконта.

Применение формализованной методики определения стоимости интернет-бизнеса позволит правильно оценить возможную выгоду от сделки, подобрать объект инвестирования, наилучшим образом соответствующий стратегии компании, и, в конечном счете, получать большую прибыль и укреплять позиции компании на рынке.

Вместе с тем любой из перечисленных выше способов определения стоимости следует применять только после того, как детально проанализированы возможные варианты развития бизнеса, а также цели покупки конкретным инвестором. Смысл – в оценке эффекта от интеграции направлений бизнеса. Один и тот же сайт может продаваться за разную цену в зависимости от того, получит инвестор в результате покупки повышение прибыльности бизнеса в целом или нет. Если рентабельность бизнеса не повысится, то никакого смысла покупать сайт нет.

В бизнесе покупка интернет-проекта может принести не только тот доход, который давал сайт отдельно, но и дополнительный доход. Например, производственная компания купила сайт, который уже торговал похожим оборудованием. Компания будет получать доход от торговли оборудованием и рекламировать себя через этот сайт. Таким образом, если интеграция происходит по принципу 2 + 2 = 5, тогда стоимость сайта может быть даже выше, чем обычно. Это метафора, ведь обычно по правилам математики 2 + 2 = 4.

buhnews.ru